Как можно верить в Бога, если вокруг много страдающих людей? Почему Он не хочет наконец избавить их от болезней, голода и смерти? Ах, если бы Он явился на землю и по Своей большой Любви навёл бы порядок в нашем мире…
Так ведь и явился, и навёл! Христиане искренне верят, что пришедший на землю Сын Божий Иисус Христос пришёл как раз для наведения этого порядка. Его так ждали люди Ветхого Завета, что даже постилали Ему под ноги веточки пальмы и свою одежду, выкрикивая слова «оса́нна», «оса́нна, Сын Дави́дов»… Что значит: «Спаси нас, спаси нас, Сын Давидов!» Люди видели во Христе нового справедливого Царя, потомка любимого Давида. Уж Он-то должен навести порядок в их стране. Только Христос пришёл не ради наведения порядка в политической власти, а ради изменений в головах людей. Потому что всё Его учение, заповеди даны для того, чтобы избавить их от душевных страданий. А всем известно, что вместе с душевными ослабляются и телесные неду́ги.
В православии страдание человека понимается не просто как следствие его грехов, но и как следствие Божией… Любви! Как же такое может быть? Апостол Пётр говорит: «Страдающий плотью перестаёт грешить» (1Пет. 4, 1). То есть, когда мы лежим в постели с температурой и кашлем, нам не до грехов. Получается, что иногда Бог посылает болезни и страдания ради исправления жизни человека, чтобы он о чём-то задумался. Так Он делает как мудрый Отец, воспитывающий Своего глупого ребёнка. Через терпеливое несение скорбе́й человек действительно преображается, становится ближе к Богу, смиряется и начинает жить по Его воле. Таким образом, спокойное терпение страданий – это доказательство любви человека к Богу и полного Ему доверия.
Нельзя представлять Творца мира грозным судьёй, который посылает добрым людям любовь, а грешникам – ярость и гнев. Мы уверены, что Бог – это постоянная Любовь ко всем без исключения. Ведь сколько случаев, когда явные грешники живут в бо́льшем достатке, чем пра́ведные добрые люди. Однако не в дорогих машинах, драгоценностях и поездках на Кана́рские острова проявляется любовь Бога к человеку. Не в этом заключается человеческое счастье…
В Ветхом Завете рассказывается, что справедливый и честный И́ов имел семь сыновей и три дочери, хорошую жену, большой дом и богатство. При всём этом состоянии И́ов не потерял любовь к Богу, но постоянно Ему молился. Дьяволу это было неприятно и очень хотелось нарушить его любовь к Творцу.
Удивительно, что Бог позволяет ему всеми способами вредить И́ову: погубить детей, лишить имущества, поразить тело прока́зой. Друзья многострада́льного праведника говорили, что Господь не может наказывать добрых людей и стали обвинять его во всех грехах. Однако Бог с любовью следил за всем происходящим и видел, что Иов переносит страдания с великим терпением. За это Он остановил бедствия праведника и благословил его жить ещё 140 лет без всяких скорбей. И стала жизнь его ещё лучше, чем была.
Так же, как и друзья Иова, рассуждают многие до сих пор: добрых людей Бог любит, а злых — наказывает. Но после пришествия Христа страдания и бедствия человека утратили свою прежнюю мрачность. В православии Бог – это Спаситель, любящий Отец и, наконец, лечащий Врач. Святые отцы недаром наставляли: «Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако борется с болезнью, а не с больным, так и Бог, Который наказаниями содействует спасению» (Свт. Василий Великий).
Мы же не будем жаловаться и злиться на врача, который по любви делает больной укол или сверлит зуб? Нам вряд ли понравится доктор, который просто погладит больного человека по голове, даст вкусную аскорбинку и отправит домой в случае серьезной, опасной для жизни ситуации.
Для лечения больных грехами людей пришёл Спаситель. Но многие увидели в нём не Сына Божия, а нового справедливого царя иудейского. Придя в Иерусалим, Христос заранее знал, что скоро Его земная жизнь окончится. Впереди Его ждут предательство ученика Иу́ды, последний вечер с апостолами, где Он даст им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Здесь, в столичном городе Иерусалиме, Его предадут распятию. Многие из тех, кто ждал от Него царской власти, кто постила́л свою одежду под ноги, будут кричать страшные слова: «Распни́, распни́ Его». Не дал он людям богатства, комфорта и развлечений, не избавил от рабства, голода и римской власти. Такой царь им был не нужен…
Однако распинаемый был настоящим Спасителем мира от грехов, ненависти, душевных страданий и даже само́й смерти. Ведь Своим Воскресением Он доказал, что жизнь каждого человека вечна.
- Скачать презентацию к занятию
- Скачать учебное пособие
- Скачать рабочую тетрадь-дневник
- Скачать методические рекомендации
* * *
Притча «Как Спаситель в гости ходил» (2011)
Проникновенная история о том, как мальчик и соседка ждали в гости Христа. Но их ожидания были совершенно разными. Кто же из них по-настоящему принял в гости Спасителя? Притча учит подлинному христианству, когда любовь к ближнему важнее обряда, когда в каждом человеке можно увидеть Христа.