Не секрет, что в своей кровати лучше спится, чем в гостях у родственников; в своей комнате лучше делать уроки, чем на краю стола на кухне; жить рядом с мамой и папой лучше, чем вдали от них. Поэтому человеку нравится, когда у него есть место, где душе радостнее. Христианину лучше там, где он больше ощущает присутствие Бога.

Православие учит: для того, чтобы построить уютный дом внутри себя, нужно обращаться к Нему в храме – доме Божием. Если грустно и тревожно на сердце, если радостно и светло, всегда можно прийти в гости к Богу. В храме и молитва лучше, и стены помогают, и запах ла́дана окрыля́ет, и лики с икон смотрят со всех сторон, настраивая на строительство своего лучезарного духовного дома. Тогда вдруг приходит ощущение, что ты не в гостях, а у себя дома!

Первый храм построил пророк Моисей для укрепления веры своего народа во время 40-летнего стра́нствования по пустыне. Это строение представляло собой шатёр и называлось ски́нией. Из золота сделали же́ртвенник, стол для 12 хлебов, семисве́чник, украшенный херуви́мами ковчег заве́та с помещёнными туда скрижа́лями, на которых были начертаны заповеди. Кстати, к ковчегу завета, в так называемое Святое святых – наиболее важную часть храма – мог заходить священник всего один раз в год. От остальной части храма Святое святых было отгорожено заве́сой.

Это место и Святи́лище вокруг него являются подобием современного алтаря́. И до сих пор не все могут туда заходить. Лишь однажды было отступление от правил, когда в Святое святых священник привёл маленькую девочку Марию – будущую Божию Матерь.

Удивительно, что ски́ния считается прообразом Богородицы, которая вместила в себя Бога, став как бы домом Божиим. И конечно, скиния – это прообраз будущей Церкви Христовой, пример для устройства православных храмов, которых великое множество в России. В их алтаря́х тоже есть семисве́чники, же́ртвенники, кади́льницы…

По преданию первым на Руси был храм, основанный в Корсу́ни (Херсоне́се) апостолом Андреем Первозва́нным. Позже Андрей поднялся по Днепру и сказал, что в этих местах воссияет благодать Божия, будет град великий и много церквей. Так и стало. Здесь был основан Киев, где в 988 году при князе Владимире произошло важное событие для всей нашей страны – крещение Руси. После этого князь Владимир решил отдать десятую часть своих доходов на содержание Русской Церкви. Поэтому первый каменный храм на Руси носит народное название Десяти́нная Церковь. Жаль, что он не сохранился до наших дней.

Князь Владимир выбрал православное христианство для Руси не случайно, ведь ему многое понравилось в культуре Византи́и, которая уже долгое время была православной страной. Понравилось богослужение, глубоким показалось учение Христа, приглянулась церковная архитектура. Поэтому храмы, строящиеся на Руси, возводились по византийской традиции.

Основу кресто́во-ку́польной системы византийского храма составляет равноконе́чный крест, если посмотреть на него сверху. Купол опирается на арки, перекинутые между четырьмя центральными опо́рами. Помимо центрального купола часто ставились купола́ меньшего размера. Посмотришь наверх – высоко́, словно до неба не достать! На куполе обычно находится наполненное светом от узких окон изображение Главы Церкви – Христа Вседержи́теля.

Такая удивительная система устройства храма наглядно представляет, что здесь дом Божий, образ Его Небесного Царства на земле. Это всегда хотели подчеркнуть русские люди. Поэтому постепенно появлялись свои традиции украшения храмов, архитектурные стили, характерные только для Русской Православной Церкви. Чтобы в гостях у Бога было уютно и тепло, как дома…

Согласно истории Ветхого Завета первый Иерусали́мский храм в Изра́иле был построен в середине Х века до Р.Х. при царе Соломо́не и простоял более 400 лет. Как же оказались здесь блуждающие по пустыне евреи? После смерти пророка Моисея народ в Израиль привёл Иисус Нави́н, его преемник. Так избавление от египетского рабства является прообразом того, как через много лет Иисус Христос освободит людей от рабства греху и дьяволу и вернёт их сердца к райскому состоянию блаженства… Но Божию помощь ощущали и ветхозаветные люди.

* * * 

Бобик в гостях у Барбоса (1977)

Рано утром дедушка выгуливает своего домашнего любимца — пса Барбоса. Потом оставляет его одного дома, а сам уходит на работу до вечера, оставив Барбоса «за хозяина». Барбосу скучно одному, и он приглашает в гости дворового пса Бобика. Барбос изображает из себя хозяина квартиры: бесцеремонно опустошает холодильник, устраивает катание по залитому киселём полу, пытаясь поразить Бобика… Такое поведение пса заставляет задуматься, как мы себя ведем, когда приглашаем кого-то в гости. Мультфильм обличает гордость, тщеславие, хвастовство и просто невоспитанность. А еще можно порассуждать с детьми о том, как вести себя в гостях у Бога — в храме.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *