«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14). Дети дошкольного возраста активно познают всё вокруг, весьма легко отзываются на призыв родителей идти в храм. Но со временем это желание притупляется. Причин может быть множество: самая простая – отсутствие христианской любви и смирения у самих родителей и педагогов, самая сложная – у ребенка не произошла духовная встреча со Христом…
Изучение философской, психологической, богословской и педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания и практического педагогического опыта позволило установить, что в большинстве случаев при работе с детьми в общеобразовательных и воскресных школах не соблюдается принцип комплексности, системности. Между тем, духовно-нравственное воспитание личности — процесс всесторонний, направленный на развитие внутреннего мира человека, формирование знаний о религиозной и светской культуре, умений и навыков совершать поступки на основе духовно-нравственных ценностей, выработку ценностных качеств личности, которые проявляются в его гуманном поведении в окружающей действительности, в ценностном отношении к человеку, религии, Родине, семье, искусству, труду, познанию, природе. В ходе исследовательской работы нами установлено, что духовно-нравственное воспитание детей школьного возраста представляет собой педагогическую систему, в которой обоснованы его цели и задачи в сочетании с православным просвещением.
Реализация этой системы значительно повышает качество духовно-нравственного воспитания детей и их обучения основам православной культуры. Полученные в ходе работы результаты и сформулированные на их основе выводы доказывают целесообразность применения авторского комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию школьников при обучении детей православной культуре в воскресных школах на церковных приходах или на базе светских общеобразовательных учреждений в рамках дополнительного образования в формате кружка для желающих ребят.
С нашей точки зрения, духовно-нравственная воспитанность личности – это сформированность у детей системы знаний о православной культуре и духовно-нравственных ценностей и качеств, нравственные поступки и поведение, ценностное отношение к человеку, Родине, искусству, труду, познанию, природе, религии, оценочное (рефлексивное) отношение к собственному поведению. Поэтому система духовно-нравственного воспитания подрастающих школьников в рамках методологии комплексного подхода должна помочь ребенку не просто изучить мир православной культуры, но воспитать у него качества православного христианина в общении и взаимодействии с другими ребятами такого же мировоззрения.
На практике выстроить христоцентричную систему духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры возможно, грамотно применяя наши рекомендации и формы деятельности. При этом сущностным признаком комплексного подхода к этому процессу является тесная органическая взаимосвязь всех сторон и направлений воспитания личности ребенка на основе следующих принципов:
— целостность образовательного процесса, обеспечивающего органичное единство духовно-нравственного воспитания и обучения детей православной культуре;
— комплексная постановка задач духовно-нравственного воспитания по каждому компоненту предлагаемой модели;
— любовь, уважительное и заботливое отношение к детям, терпение к их неудачам, искренность и кротость в общении с учащимися, бескорыстие и жертвенность учителей;
— взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей в решении задач духовно-нравственного воспитания;
— взаимосвязь учебно-познавательной и добровольческой деятельности детей в их духовно-нравственном развитии.
Предлагаемая модель системы духовно-нравственного воспитания детей в рамках нашего проекта включает 5 взаимосвязанных компонентов, каждый из которых требует пояснения.
1. Обучение. Ведущая деятельность для любого школьника – это учёба. К ней он привыкает с 1 класса школы и без нее не представляет себя. Таким образом, первоочередной задачей комплексного духовно-нравственного воспитания является обучение ребенка фундаментальным знаниям, умениям и навыкам, умело сочетая классические методы русской педагогики и современные технологии.
Цель – формировать знание православной культуры, а также навыки нравственной жизни и духовное мировоззрение.
Основные задачи:
- Обучение детей основам православной культуры средствами нашего комплексного курса, который включает учебное пособие, рабочую тетрадь — дневник, методическое пособие для педагога и разработанные наглядные материалы и презентации для каждой встречи;
- Связь получаемых теоретических знаний с практикой: связь с повседневной жизнью ребенка, сочетание обучения православной культуре и духовно-нравственного воспитания;
- Связь науки, религии, культуры и искусства через сочетание содержания гуманитарных, культурологических и естественных учебных предметов, изучаемых в светской школе;
- Связь знаний из Ветхого и Нового Заветов, церковнославянского языка и литургики, церковного искусства и святоотеческого наследия в нашем едином комплексном курсе православной культуры.
Задача-максимум – системное использование всего комплексного курса для просвещения детей в рамках предлагаемых форм образовательной деятельности в течение нескольких лет.
Формы.
- Основной формой обучения является кружок православной культуры на базе светской общеобразовательной школы с 4 класса или занятия для детей старше 9 лет в воскресной школе на базе прихода или школы, а также семейное обучение ребят самими родителями по нашему УМК.
- Кружок в светской школе может быть в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования для ребят, желающих изучать православную культуру в рамках предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
Еженедельные встречи с ребятами имеют чёткую структуру, нетривиальные задачи и полную методическую поддержку с поэтапным планированием общения и занимательными заданиями. Рекомендуется проводить такие встречи раз в неделю, желательно не в воскресенье после Литургии, а в субботу или в будни после уроков. Это поможет сосредоточиться в воскресенье на Евхаристии – вершине жизни православного человека, а также на общении с семьей в выходной день. Несомненным плюсом будет то, когда дети смогут приходить в воскресную школу, в класс православной культуры или в образовательный центр в любое свободное время для досуга и общения.
Другие активные формы образовательной деятельности:
- Евангельский кружок и совместные богослужения;
- Исследовательские проекты и конференции;
- Интеллектуальные игры, квесты и брейн-ринги;
- Православный лагерь во время каникул;
- Рождественские образовательные чтения и др.
2. Служение. Деятельная православная жизнь – вот то, что может помочь ребенку по-настоящему почувствовать радость и своё предназначение в подростковом возрасте. Однако оно должно заключаться не только в помощи на Литургии, но и в социальном служении, уборке школы, храма и территории и т.д. Одних учебных занятий по православной культуре для растущего христианина недостаточно. Ему хочется применять знания на практике, получать радость от доброго поступка, проявления любви к ближнему. Растущие дети всегда хотят казаться взрослее. Поэтому нельзя считать 9-10-летних ребят маленькими и несмышлеными. К сожалению, эта современная тенденция в светском обществе привела к глубоким негативным последствиям: воспитанию избалованных и ничего не умеющих детей, не желающих трудиться и самостоятельно принимать решения. Однако еще в ветхозаветное время отроков ставили на стражу (2Цар.13:34), брали как оруженосцев (Суд.9:54) и служащих при царе (Есф.6:3). Юные отроки стали настоящими мучениками за веру, когда были отправлены в огненную печь (Дан.3), отрок Варфоломей — будущий преподобный Сергий – самостоятельно пас лошадей и т.д. На Руси помощь подросших ребят была неоценимым подспорьем в многодетных семьях и на приходах.
Цель — организовать добровольческое служение детей, чтобы дать им почувствовать радость служения Богу и ближним.
Основные задачи:
- Организация помощи детей в школе и храме, на клиросе, за свечным ящиком и т.д.;
- Расширение форм социального служения делами милосердия;
- Развитие понимания родителями важности подросткового служения.
Задача-максимум: расширение детского служения на базе общеобразовательной или воскресной школы. Проведение различных мероприятий с детьми в своем городе/селе, ведение страниц в социальных сетях о деятельности ребят, выпуск просветительского листка и др.
Формы организации служения.
- Основной формой служения ребят является внеклассная деятельность: благотворительная, социальная, миссионерская, познавательная, экскурсионная и др.
- Для информационного освещения этой деятельности полезно выкладывать информацию о занятиях с ребятами на Интернет-ресурсах школы или храма: официальный сайт, социальные сети.
- При этом учитель-наставник несет полную ответственность за свою и детскую деятельность перед родителями и руководством школы или прихода.
Формы служения:
- Акции милосердия, субботники, поездки в детские дома и дома престарелых, благотворительные концерты и другое;
- Помощь пожилым и ветеранам, поздравление их с праздниками;
- Проведение праздников и спектаклей для родителей и жителей города/села;
- Выпуск детьми просветительского листка, стенгазет, проведение выставок;
- Создание хора и выступление на светских площадках;
- Участие в миссионерских акциях с раздачей листовок, Евангелия, брошюр;
- Ведение страниц в социальных сетях о своей деятельности.
3. Общение. Вовлеченность в православную жизнь у детей часто начинается с дружбы между сверстниками и общих интересов. Подчас они приходят на занятия из-за того, что у них складывается общий коллектив, а не желают идти, если заболел лучший друг или подруга. Однако коллектив строится на соучастии, братстве и единстве убеждений.
Поэтому еще одна цель программы – это налаживание общения между подростками, которое возможно только в духе православной культуры. Учителям не стоит использовать сленг или заискивать с молодежью, но наоборот — показывать иной уровень общения, культуры и нравственности, возвышать их чувства и интересы, устремляя к го́рнему миру. Иначе вся педагогическая деятельность может дать обратный эффект.
Цель – наладить дружеское общение между ребятами в духе христианской братской любви с опорой на русскую культуру и православные традиции.
Основные задачи:
- Создание комфортной уютной среды для общения детей и их сплочения;
- Установление времени для учебных занятий, свободного общения и досуга;
- Проведение коллективных дел и освещение их в социальных сетях с миссионерскими целями для привлечения других ребят в кружок или ВШ.
Задача-максимум: создание уютной атмосферы, включая помещение для занятий и мероприятий, библиотеку, трапезную в формате антикафе для свободного общения детей, совместного досуга и др.
Формы организации общения. Основной формой для общения являются неформальные встречи, не имеющие чёткую структуру и организацию. Рекомендуется проводить такие встречи в различном формате, предоставив свободный доступ к школе или к храму. При этом помощь наставника для младших подростков просто необходима. Однако в процессе взросления старшим ребятам от 14 лет нужно предоставлять возможность более самостоятельного проведения таких встреч, Дней рождений, праздников и мероприятий в любой день недели для общения и досуга с друзьями. Такой подход решает не только педагогические задачи, но имеет высокий миссионерский потенциал.
Форматы для развития общения:
- Киноклуб с обязательным обсуждением фильмов;
- Встречи со священниками, ветеранами, интересными людьми;
- Литературные вечера и творческие выставки с приглашением родителей;
- Работа фотостудии, изостудии, творческой мастерской;
- Совместные настольные игры или спортивные соревнования на улице;
- Встречи на природе, в музее, в театре, в библиотеке, в кафе, в кинотеатре;
- Паломничество, экскурсии и туристические походы с родителями и педагогом.
4. Молитва. Обучение православной культуре не ставит задачу научения детей молитве, однако никто не может запретить ребенку и желающим родителям приобщаться к духовным основам православной культуры через посещение богослужений, участие в Таинствах. Ведь самой главной причиной ухода детей из Церкви или ослабление активности в изучении православной культуры в подростковом возрасте является то, что у них так и не произошла встреча со Христом. Знания они получали, но с Богом общаться и «дружить» они не научились.
Что же такое дружба со Христом для православного ребенка? Это не сектантское «заигрывание», панибратство и вера в то, что ты уже спасен и достоин Царства Небесного. Любовь ко Христу выражается не только в любви к ближним и соблюдении Его заповедей: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Она проявляется в желании общения с Ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14, 38). Именно отсутствие осознанного общения с Богом вводит в искушение молодого человека. Он оставляет возможность по-настоящему быть со Христом, чувствовать благодать Духа Святого.
Цель – создать все необходимые возможности для научения желающих детей истинной молитве, а не многоглаголанию или бездумному вычитыванию правил.
Основные задачи:
- Углубление понимания смысла молитвы, совместная молитва в храме вместе с другими ребятами и совместное посещение храмов и монастырей;
- Осознанное участие в богослужении и понимание значения покаяния, Евхаристии и других Таинств с возможностью рассказать о них другим ребятам;
- Формирование навыков совместной и индивидуальной молитвы по адаптированным текстам с пояснениями и переводами по учебному молитвослову.
Задача-максимум: хотя бы раз в неделю проводить с детьми небольшие богослужения «мирским чином» (утреннее или вечернее правило, правило ко Причащению, акафист, вечерню, утреню, часы, изобразительны) в храме или воскресной школе с максимальным включением детей в чтение и пение.
Формы. Основной формой для обучения детей молитве является участие в богослужении и Таинствах, а также домашнее молитвенное правило по учебному молитвослову. Также молитвослов может использоваться для совершения подростковых богослужений «мирским чином» по благословению духовника. Рекомендуется проводить такие службы после еженедельных занятий или встреч для общения. Кроме этого, полезно время и дни менять или чередовать службы в зависимости от суточного круга богослужений.
Другие формы молитвенного служения:
- Молитвенные походы и велопробеги, чтение Священного Писания и совместная молитва;
- Включение подростков в церковный хор в качестве чтецов или певцов;
- Создание детского хора на приходе;
- Духовные беседы о смысле молитве, совместный разбор молитвословий.
5. Единство. Все компоненты предлагаемой системы духовно-нравственного воспитания детей взаимосвязаны и взаимозависимы и концентрируются вокруг Христа. Но кроме основных четырех направлений деятельности, есть еще один особо важный пятый компонент – единство всех, кто занимается по УМК. Ведь не секрет, что хороший учитель – это не тот, кто просто хорошо учит детей, а тот, кто сам постоянно учится.
Цель – организация методической поддержки педагогов, обмена опытом.
Основные задачи:
- Планирование и развитие активной деятельности по 4 компонентам предлагаемой системы духовно-нравственного воспитания школьников;
- Обмен опытом, повышение квалификации педагогов и участие в семинарах и курсах в рамках научно-методического проекта.
Задача-максимум: организовать служение учителей по разработанной комплексной методике при постоянном повышении педагогической и методической квалификации.
Основной формой обеспечения единства является методическая поддержка учителей-наставников и их консультирование. Учитывая специфику преподавания нашего предмета, особенно важна и богословская подготовка педагогов.
Формы научно-методической работы:
- Разработка занятий по православной культуре и расширение учебно-методического комплекта, внедрение новых курсов для детей;
- Открытые уроки, в том числе в формате онлайн или в записи;
- Общие чаты (беседы) в социальных сетях и мессенджерах как форма постоянно действующего методического объединения учителей православной культуры для обмена опытом с коллегами;
- Педагогические семинары и вебинары для учителей и родителей с обсуждением актуальных проблем духовно-нравственного воспитания;
- Курсы повышения квалификации для учителей и родителей по православной педагогике и православной культуре;
- Участие в научно-практических конференциях по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и преподаванию православной культуры;
- Изучение передового опыта современных педагогов-учёных и популяризация классической педагогической мысли в решении задач духовно-нравственного воспитания школьников;
- Проведение православной научно-практической конференции школьников «Воскресение» в пасхальные дни;
- Публикация научных статей о применении комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию школьников и результатов деятельности научно-методического проекта;
- Продолжение экспериментальной педагогической деятельности авторской воскресной школы с целью апробации методических разработок по обучению детей православной культуре.
_______________
Система духовно-нравственного воспитания школьников не должна концентрироваться только на занятиях по православной культуре, но иметь комплексный характер, помогающий и детям, и наставникам, и родителям вместе возрастать духовно и нравственно.
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф. 18, 20