23 января 2023 г. удалось поучаствовать в научной конференции на кафедре педагогики ПСТГУ в рамках XXXIII Ежегодной богословской конференции.
Общение было в формате круглого стола. Руководителем и организатором круглого стола выступила доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ Светлана Юрьевна Дивногорцева. Она открыла заседание круглого стола вступительным словом, обозначив в своем выступлении актуальные проблемы изучения православного вероучения в школе, возможные темы диссертационных исследований по данной тематике. Светлана Юрьевна обратила внимание на то, что православное вероучение имеет, прежде всего, воспитательный потенциал, а на практике превращается в сплошное обучение. Проблем в этой сфере достаточно, а решаются они крайне медленно.
Далее в работе круглого стола приняли участие следующие учёные. Рыжов Алексей Николаевич, доктор педагогических наук, профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ. Темой его выступления, выполненного на материале объемного архивного исследования, стал анализ двух моделей включенности православного вероучения в общее образование Российской империи в конце XVIII — начале XIX веков. Выступила Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ПСТГУ. Она рассказала о проблеме мотивации обучающихся в воскресной школе и путям ее решения при изучении детьми основ православного вероучения. А Ивлянова Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики ПСТГУ, рассказала слушателям об учебниках Закона Божия в дореволюционной России, возможностях их использования на уроках основ православной веры в современной школе. Становская Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ПСТГУ, в своем выступлении затронула проблему ведущего принципа православной педагогики – принципа христоцентричности и его реализации в содержании уроков основ православной веры. Выступили и другие учёные.
Моё выступление касалось проблемы реализации известного дидактического принципа связи теории с практикой при изучении основ православного вероучения в школе. Удалось рассказать о комплексном подходе к духовно-нравтсвенному воспитанию школьников, предложить возможные способы связи православного обучения и воспитания, теории и практики. Были приведены конкретные примеры реализации этого принципа из авторских учебных пособий и рабочих тетрадей, опыта работы в школе.
Запомнилось выступление протоиерея Мумрикова Олега Александровича, кандидата богословия, доцента кафедры педагогики ПСТГУ. Он завершил работу круглого стола и поделился со слушателями своими размышлениями на тему «Православное образование и миссия в ЛНР: реалии и перспективы». Опыт просветительской и миссионерской деятельности батюшки в Луганской республике никого не оставил равнодушным. Например, он рассказал, как один чеченец-мусульманин в госпитале сказал, что нужно обязательно чтить русскую культуру и даже предложил создать общество поддержки русской культуры в Чеченской республике. Радует, что наш многонациональный народ объединён общими русскими ценностями.
Слушателями и активными участниками круглого стола были бакалавры 4 курса, магистранты и аспиранты кафедры педагогики. Они активно включались в обсуждение затрагиваемых проблем, задавали вопросы, содержание которых показало востребованность современными молодыми педагогами научно-обоснованных методических рекомендаций к преподаванию основ православного вероучения, а значит, актуальность выбранной темы обсуждения круглого стола.
Хочется сердечно поблагодарить С.Ю. Дивногорцеву и в её лице весь доброжелательный коллектив кафедры педагогики ПСТГУ за приглашение и плодотворное сотрудничество!